Бизнес

Как составить бизнес-план, 7 основных составляющих

Прежде, чем мы начнём, скажу сразу,

  • Собираешь деньги на свой бизнес? Инвестируй! Это 15 – 30 процентов в год к твоим накоплениям.
  • У тебя есть бизнес? Инвестируй! Это дополнительный прирост к твоему капиталу и пассивный доход.
  • Хочешь достичь финансовой независимости? Инвестируй! Это лучшее, что ты должен начать делать.
  • Лучший брокер для инвестирования, с понятным приложением, который предоставит массу инструментов и рекомендаций вот этот.
  • Не знаешь, как инвестировать? Просмотри эти курсы. Найдешь тонны полезной информации за подписку в 5 долларов, но то что ты получишь, стоит гораздо больше. Удачи!

Поехали.

Что такое бизнес-план


Бизнес план – это структурированный документ, описывающий этапы
развития компании, ее основные направления деятельности, ее стратегии и риски. По своей сути бизнес план – это дорожная карта, призванная привести бизнес к запланированной цели, пройдя намеченные маршруты следования с учетом промежуточных этапов и показывает результаты, полученные в итоге.

бизнес-план


Варианты составления бизнес-плана

  • Для себя. В этом случае многое можно опустить, важны только цифры, детали, факты, даты.
  • Для инвестора или партнера. Бизнес-план нужно писать так, чтобы у человека, который вообще не в теме вашей идеи\бизнеса, не осталось вопросов.
  • Для кредитной организации, венчурного фонда, центра занятости и т.п. нужно писать бизнес-план в формате, который выдаст вам организация. Основные главы будут теми же, остальное заполняйте по требованию организации.

Чек-лист составлен так, как будто вы пишете бизнес-план целенаправленно под привлечение инвестиций. Т.е. задача продать идею нашего бизнеса инвестору\партнеру.

Продажа – это интеллектуальное вовлечение человека в лучшее для него будущее и создание эмоциональной готовности сделать первый шаг на пути к этому будущему.

Все, что мы продаем – или улучшает результат, или убирает то, что сейчас мешает лучшему результату. Что может мешать будущему партнеру получить результат от инвестиций в вашу идею? Что поможет вашему партнеру улучшить его результаты от инвестиции в вашу идею?

Привлекательность предложения для инвестора оценивается соотношением возможной прибыли и потенциальных рисков.

Ниже рассмотрим бизнес-план на примере стандартного интернет-магазина, который обслуживается аутсорсинговой кампанией, все бизнесе-процессы переданы подрядчикам, офис и официальный штат сотрудников отсутствует, но возможны удаленные сотрудники-фрилансеры на сдельную работу.

Схема составления бизнес-плана

1. Резюме проекта

  • Перспективы отрасли интернет-торговли.
  • Что вы будете продавать, кому, зачем (помимо извлечения прибыли может быть, например, цель вывести на рынок новый товар).
  • Особенности рынка:
    • целевая аудитория,
    • уровень спроса,
    • сезонность,
    • средняя наценка по рынку,
    • количество конкурентов.
  • Карта бизнес-процессов.
    • Покажите, что вы в теме и разбираетесь всех внутренностях бизнеса, который хотите запускать.
    • Покажите простоту и прозрачность бизнес-процессов.
  • Перечислите основные ожидаемые показатели бизнеса, которые вы раскроете далее в документе:
    • Размер и сроки вложений собственных средств с разбивкой по месяцам.
    • Точка безубыточности (период окупаемости бизнеса).
    • Процент прибыльности бизнеса.
    • Годовая прибыль.
    • Средняя ежемесячная прибыль.

2. SWOT-анализ проекта

Чтобы ваш бизнес-план в глазах инвестора\партнера приобрел бОльшую значимость, используйте в бизнес-плане общепринятые, зарекомендовавшие себя методы объективной оценки вашего бизнеса.

SWOT-анализ – это способ оценки бизнеса, включающий в себя изучение возможностей (перспектив), угроз, сильных и слабых сторон бизнеса.

  • Ваши сильные стороны
    • Опыт и профессионализм команды и руководителя
      • Вы уже … лет успешно ведете схожую деятельность, у вас все прозрачно, результаты положительные.
      • У вас есть опыт управления командой.
      • У вас есть опыт организации интернет-бизнеса в целом, в схожих нишах в частности. Ваши текущие интернет магазины приносят стабильный доход.
      • Дипломы, сертификаты, лицензии и т.п. у вас и команды.
      • Если опыта нет, и вы привлекаете средства в первый свой бизнес, то:
        • заключите договора с аутсосринговыми компаниями на основные бизнес-процессы – так вы легко докажете профессиональность команды,
        • привлеките в команду опытного интернет предпринимателя – знакомого бизнесмена с опытом в этой сфере, который будет выступать в качестве консультанта в проекте и присутствовать на всех встречах с потенциальными инвесторами.
    • Возможность обеспечить профессиональный предпродажный сервис.
    • Возможность обеспечить профессиональный постпродажный сервис.
    • Наличие проверенных и надежных подрядчиков (разработчики, маркетологи, директологи, аутсорсеры и т.п.).
    • Наличие прямых контактов производителя из-за рубежа.
    • Собственное производство.
    • И т.п. – объективные оценки ваших сильных сторон.
  • Ваши недостатки
    • Отсутствие стартового капитала – нет возможности закупить большую партию по минимальной цене.
    • Ограниченный опыт – часть бизнес-процессов не получится настроить сразу оптимально.
    • Отсутствие опыта в продажах в выбранной сфере (если она для вас новая).
    • И т.п. – объективные оценки ваших слабых сторон.
  • Возможности и перспективы развития проекта
    • Покажите уверенный рост спроса за прошедший период, либо хотя бы отсутствие падений (wordstat.yandex.ru, trends.google.com)
    • Покажите перспективы расширения продаж – чем шире аудитория, тем легче привлечь партнера, т.к. в этом случае выгода будет долгосрочная. Перечислите методы и спрогнозируйте прирост продаж:
      • подключение дополнительных рекламных каналов,
      • подключение партнерских программ,
      • создание собственного производства,
      • выход на оптовые продажи,
      • создание франшизы,
      • выход на зарубежные рынки.
    • Покажите примеры успешных проектов в схожих нишах.
  • Угрозы проекту Проведите оценку внешних угроз – как они ранее повлияли на рынок, могут ли повлиять в будущем, насколько сильно могут повлиять. Большим плюсом будет, если перечисленные угрозы ранее никак не влияли на данный рынок.
    • Ситуация в стране, рост курса доллара. Оцените динамику – растет или нет закупочная цена, розничная цена, падает ли спрос на дорогие товары из ассортимента и т.п.
    • Спрос. Оцените, бывают ли падения или нет, есть ли сезонность, провалы и т.п.
    • Конкуренты. Укажите, сколько у вас конкурентов, какими преимуществами они обладают по сравнению с вашим будущим магазином, количество конкурентов уменьшается или увеличивается, в чем слабости конкурентов, каковые перспективы вашего магазина с учетом ваших сильных сторон.
    • Поставщики. Сколько у вас поставщиков, надежны ли они, какое качество товаров предлагают и т.п.
    • Каналы трафика. Какие каналы существуют, какие решили использовать, а от каких отказаться и почему (мало трафика, убыточные и т.п.).
    • Доставка. Есть ли специальные условия по доставке (бьющийся товар, габаритный или тяжелый, особое условия для перевозки), надежны ли подрядчики, какие способы доставки наиболее популярны, сможете ли их обеспечить, от чего стоит отказаться.

3. Организационный план

Составьте список важнейших задач, которые вы будете выполнять после создания и по мере развития бизнеса, а также сроков их выполнения.

Задачи на начальном этапе:

  • Создание компании, выбор правовой формы – ИП\ООО.
  • Определение места нахождения компании – города, откуда производится торговля.
  • Опишите схему бизнес-процессов – кто за что отвечает (аутсорсинговые компании, подрядчики, фрилансеры и вы, как руководитель).
  • Заключение договоров с поставщиками, подрядчиками.
  • Если планируете привлечь партнера, отразите это здесь же.
  • И т.п.

Задачи на старте бизнеса:

  • Создание сайта.
  • Настройка и тестирование интеграции с аутсорсинговой компанией.
  • Подготовка регламента для менеджеров.
  • Проведение обучения менеджеров товару.
  • Настройка рекламных кампаний в Яндек.Директ.
  • И т.п.

Задачи после старта бизнеса:

  • Подключение рекламного канала Google.Реклама.
  • Подключение сервисов … для интернет-магазина.
  • Оптимизация рекламы в Яндекс.Директ.
  • Расширение товарной матрицы и поиск поставщиков.
  • И т.п.

4. Финансовый план

  • Разовые расходы – все необходимое для старта бизнеса:
    • на регистрацию ИП\ООО,
    • создание сайта,
    • покупка домена и хостинга на 1 год,
    • первичные вложения в товар,
    • и т.п.
  • Периодические расходы в ближайшие 6-12 месяцев (расчеты в 2 столбца в таблице):
    • закупка товара,
    • оплата фрилансеров\аутсорсинговых компании,
    • налоги,
    • рекламное продвижение,
    • телефония,
    • упаковка,
    • и т.п.
  • Ежемесячные доходы и из чего складываются:
    • себестоимость (оптовая цена товара),
    • средняя наценка на товар,
    • средний чек,
    • прогноз ежемесячных продаж,
    • прогноз чистой прибыли.
  • Финансовые показатели:
    • размер и сроки вложений собственных средств с разбивкой по месяцам,
    • точка безубыточности (период окупаемости бизнеса),
    • процент прибыльности бизнеса,
    • годовая прибыль,
    • средняя ежемесячная прибыль.

5. Маркетинговый план

  • Политика ценообразования:
    • товар-локомотив,
    • ценовые сегменты для разных покупателей,
    • низкая наценка на товар и высокая наценка на аксессуары,
    • и т.п.
  • Рекламная стратегия:
    • какие рекламные каналы будете использовать,
    • как будете продвигать бренд магазина,
    • какие маркетинговые инструменты будете использовать для повторных продаж,
    • партнерские программы,
    • и т.п.
  • Методы стимулирования продаж:
    • скидки, распродажи, сезонные ценовые акции,
    • конкурсы, лотереи, благотворительность,
    • подарки,
    • промо-коды,
    • повышенные гарантии,
    • и т.п.
  • Послепродажное обслуживание клиентов:
    • как обеспечите поддержку клиентов (горячая линия, блог, соцсети и т.п.),
    • гарантийные случаи,
    • ТО,
    • и т.п.

6. Риски и угрозы проекта


Составьте оценку рисков и программу их минимизации. К основным рискам относятся:

  • Качество товара:
    • заказ и проверка образца товара,
    • товар имеет сертификат,
    • соответствует Госту,
    • отслеживание качества товара в поставках,
    • сбор обратной связи от покупателей,
    • и т.п.
  • Недобросовестный поставщик:
    • сбор отзывов о поставщике,
    • наличие у поставщика лицензии и прочих документов (сертификаты, декларации, отказные письма и т.п.),
    • заключение официального договора с поставщиком,
    • работа с несколькими поставщиками,
    • содержание собственного склада,
    • выход на производителя,
    • и т.п.
  • Бесперебойное функционирование сайта интернет-магазина:
    • надежная CMS,
    • договор на обслуживание с веб-студией,
    • хостинг от компании, входящей в ТОП-3 хостинговых компаний,
    • резервное копирование сайта,
    • и т.п.
  • Блокировка сайта интернет-магазина:
    • уведомление в Роскомнадзор,
    • уникальный авторский контент,
    • соблюдение политики конфиденциальности,
    • и т.п.
  • Скорость и качество обработки заказов:
    • привлечение опытной и надежной аутсорсинговой компании на обслуживание заказов,
    • настройка интеграции между сайтом и аутсорсинговой компанией,
    • прописанный регламент с KPI по обработке заказов,
    • телефония от компании, входящей в ТОП-3 телефонных компаний,
    • постоянный контроль члена команды\фрилансера за качество обработки заказов,
    • обучение сотрудников, обрабатывающих заказы,
    • дополнительная мотивация сотрудников,
    • внедрение скриптов продаж,
    • и т.п.
  • Скорость доставки товара:
    • привлечение профессиональных курьерских служб (КС) и транспортных компаний (ТК),
    • настроенная интеграция между аутсорсинговой компанией
    • КС\ТК,
    • система информирования покупателей о статусе заказов,
    • закупка партии на склад,
    • и т.п.
  • Наличие конкурентов:
    • расширение ассортимента магазина уникальными товарами, новинками,
    • уникальное позиционирование на рынке (УТП),
    • подключение рекламных каналов, где нет или мало конкурентов,
    • увеличение прибыли за счет сокращения издержек, оптимизации бизнес-процессов, логистики, рекламы,
    • масштабирования магазина путем добавления новых товаров для целевой аудитории,
    • увеличения прибыли за счет внедрения usell, crossel, downsell.

7. Приложения

  • Статистика рынка.
  • Экспертные статьи.
  • Расценки услуг подрядчиков.
  • Скриншоты с wordstat.yandex.ru, trend.google.com.
  • и т.п. – все, что подтверждает ваши слова.
Теги

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
Закрыть
Закрыть